Сообщается, что некоторые продукты содержат опасные химические вещества третьего класса, которые не указаны на упаковке. Среди них такие вещества, как толуол, ксилолы и диэтилфталат. Что это за вещества и как они влияют на организм? Дети рассказывали, что ощущают бодрость и улучшение настроения, значит, возможно, эти или другие компоненты также влияют на психику?
Начнем с понимания работы аромата ингаляторов и восприятия запахов человеком. Если упростить, процесс делится на несколько этапов: растворение молекул аромата в рецепторных клетках, создание нервного импульса и его передача сначала в низшие, затем в высшие центры обоняния. Это формирует определённый запах. Теперь разберём «несанкционированные» составляющие этих смесей: толуол, ксилолы и диэтилфталат. Известно, что толуол в малых дозах оказывает слабое наркотическое действие, а его испарения проникают в организм через дыхательные пути. В ингаляторах пары толуола используются для доставки ароматизаторов к рецепторам, усиливая ощущения и вызывая привыкание к ароматикам (толуольная токсикомания). Длительное воздействие может привести к необратимым нарушениям нервной системы. Также толуол и бензол, его гомолог, влияют на кроветворение и являются возможными канцерогенами.
Ксилолы легко проникают в организм по ингаляционному пути. Они могут накапливаться в жизненно важных органах, таких как жировая ткань и печень, где преобразуются в соединения вроде фенолов, которые частично выводятся с мочой. Их длительное вдыхание вызывает возбуждение, чувство опьянения и может нанести вред печени, кровеносной и иммунной системам.
Фталаты считаются относительно безопасными, но при длительном воздействии могут вызвать отравления, вплоть до летального исхода, поражая печень, почки и центральную нервную систему. В общем, такие вещества следует запрещать.
Почему подростки склонны экспериментировать с химическими веществами, включая «нюхание» клея и курение вейпов, — вопрос скорее к психотерапевту или детскому психологу.
Как родитель, я считаю, что существует много причин: недостаток внимания от родителей, подростковый бунт, поиск острых ощущений и недостаток базовых знаний в области химии и биологии.