МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иваново

Ментальная арифметика. Родителям нужно ответить на вопрос «зачем?»

фото НИИ Пирогова

Рассказывает Вера Борисовна Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России, доктор психологических наук, профессор.

Ментальная арифметика – это, прежде всего, навык. Любой освоенный навык, безусловно, оказывает определенное воздействие на формирование мозговых структур. Я убеждена, что это воздействие может быть как полезным, так и потенциально вредным, если не учитывать некоторые важные факторы.

В первую очередь, необходимо учитывать возрастные особенности. Проведу аналогию. Представим, мы хотим научить ребенка кататься на велосипеде. Сначала мы даем ему трехколесный велосипед. Он уверенно на нем катается. Затем мы начинаем увеличивать скорость, усложнять задачи, но это все еще трехколесный велосипед, и у ребенка пока нет достаточной координации. Наступает момент, когда необходимо пересадить его на двухколесный велосипед. То же самое и с арифметикой. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста ментальная арифметика может быть полезна. Но нельзя ограничиваться только этим навыком. Развитие должно быть комплексным. Если мы сосредотачиваемся исключительно на ментальной арифметике, это может привести к дисбалансу в развитии.

Что касается подросткового возраста, у меня возникают сомнения. В подростковом возрасте арифметические навыки должны уступать место абстрактно-логическому мышлению, которое является новообразованием этого периода. Если мы перегружаем подростка ментальной арифметикой, мы можем заблокировать зону его актуального развития.

В каком же возрасте лучше начинать заниматься ментальной арифметикой? Если этот навык интегрирован в систему развивающего обучения, то оптимальный возраст – старший дошкольный и младший школьный.

Важно учитывать индивидуальную траекторию развития ребенка. До сих пор мы говорили о нормативном развитии. Но есть дети с нарушениями или дисгармоничным развитием. В этих случаях необходимо исключить ментальную арифметику, учитывая специфику нарушения. Без предварительной подготовки, без учета особенностей ребенка, начинать заниматься только ментальной арифметикой крайне неразумно.

В определенных группах, при определенных условиях и в сочетании с другими методиками ментальная арифметика имеет право на существование. Но необходимо учитывать противопоказания. Например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности я бы не рекомендовала эту методику, поскольку существуют определенные морфофункциональные противопоказания. В данном случае необходимо тщательно изучить симптоматику и проявления нарушения.

Существует определенная последовательность формирования мыслительных функций. Наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное в младшем школьном возрасте, а затем в абстрактно-логическое в подростковом. Ментальная арифметика может быть полезна для развития первых двух видов мышления, но при переходе к абстрактно-логическому мышлению могут возникнуть сложности. Необходима более сложная и комплексная система развития.

Любой навык, а ментальная арифметика – это именно навык, со временем стереотипизируется и закрепляется. Мы можем повышать точность и скорость его выполнения. Но перейти от стереотипного навыка к абстрактно-логическим операциям может быть значительно сложнее.

Получается, ментальная арифметика основана на четких алгоритмах, и у ребенка нет понимания состава числа, принципов его работы? Дети просто заучивают формулы, не понимая их сути?

По сути, это операция с числом, без понимания "зачем?", "из чего оно состоит?", "как это число связано с другими, более сложными операциями?".

Какие рекомендации можно дать родителям, которые рассматривают возможность отдать ребенка на ментальную арифметику? На что им следует обратить внимание в первую очередь? Сейчас это модно: "Все занимаются ментальной арифметикой, и мы пойдем".

Самый простой вопрос, который родитель должен задать себе перед принятием решения: "Зачем мне это нужно?". Желательно, чтобы ответ был обоснованным и подкрепленным мнением профильного специалиста, например, нейропсихолога или психолога-педагога, который может поддержать или, наоборот, выразить сомнения. Но даже наличие четкого ответа на вопрос "зачем?" – это уже часть ответственности родителя.

Отсутствие ответа – это просто следование моде. Если родители хотят отрабатывать на ребенке свои подражательные действия, то это их выбор.

Существует мнение, что ментальная арифметика полезна для пожилых людей как профилактика ментальных заболеваний. Действительно ли это так?

В этом есть определенный смысл. Есть сходство в особенностях психической деятельности детей на ранних этапах развития и пожилых людей. Соответственно, здесь может быть тот же эффект. Если говорить о том, что арифметические действия могут быть профилактикой нейродегенеративных расстройств, необходимо учитывать, о каких именно расстройствах идет речь, на какой стадии и в каком состоянии находится человек. Для одних это может быть полезно, а для других – противопоказано.

А как насчет таких навыков, как мелкая моторика, усидчивость, синхронизация работы полушарий? Действительно ли ментальная арифметика полезна в этом отношении?

В такой интерпретации любой навык можно представить в позитивном свете. Я не могу сказать что-то конкретное о влиянии арифметических навыков на межполушарное взаимодействие. Я читала исследования, в которых переход к шести-семизначным числам активизирует определенные ресурсы мозга. Но у меня нет основательных аргументов в пользу этого.

В заключение я хотела бы сказать, что ответственность за применение любой образовательной методики лежит на родителях. Их мотив должен быть ясен, они должны понимать, чего хотят для ребенка. Часто родители говорят: "Я хочу для ребенка самого лучшего". Но что именно они имеют в виду? Не исключено, что именно "самое лучшее" может быть противопоказано конкретному ребенку. Если родитель разберется в деталях, отодвинет свои личные амбиции на второй план и будет ориентироваться на особенности развития ребенка, он будет ближе к правильному решению.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах